Демографический рост и проблемы экологии человека взаимосвязаны. Некоторые ученные и их теории считают, что увеличение населения приводит к голоду и экологической катастрофе. Другие, наоборот, считают, что большая численность людей на планете ведет к резкому научно-технологическому росту. Как следствие – соблюдается баланс между потребностями населения и охраной окружающей среды.
Содержание статьи
Демографические проблемы экологии – мнения ученных и их теории
К таким теориям относятся работы Роберта Мальтуса. Они до сих пор вызывает сильную реакцию спустя 200 лет после первой публикации. Сторонников Мальтуса обычно называют неомальтузианцами.
В своей простейшей форме неомальтузианство считает, что человеческое население из-за своей тенденции к экспоненциальному росту, если рождаемость не остановить, в конечном итоге превзойдет ресурсы Земли. За этим последует экологическая катастрофа. Это была одна из доминирующих парадигм в области народонаселения и окружающей среды.
Многие социологи отвергли ее из-за лежащих в ее основе биологических/экологических основ. Неомальтузианство подвергалось критике за игнорирование культурной адаптации, технологических достижений.
Гипотезы в пользу демографического роста
Ряд теорий, часто поддерживаемых демографами, заявляют, что население является одной из ряда переменных, влияющих на окружающую среду. При этом быстрый рост населения просто усугубляет другие условия, из-за которых возникают демографические и экологические проблемы, а именно:
- плохое управление;
- гражданские конфликты и войны;
- загрязняющие технологии;
- искажающая, несоответствующая реалиям политика.
К ним относятся теория промежуточных (или опосредующих) переменных или холистический подход, в котором влияние населения на окружающую среду предопределяется социальной организацией, технологиями, культурой, потреблением и ценностями. Некоторые также относят концепцию Бозерупа к этой категории, поскольку население является лишь одной из трех переменных, влияющих на воздействие на окружающую среду.
Концепция Бозерупа названна в честь экономиста-аграрника Эстера Бозерупа. Он утверждает, что сельскохозяйственное производство увеличивается и улучшается с ростом населения за счет интенсификации производства (увеличения затрат труда и капитала).
Хотя его часто изображают как оппозиционера мальтузианству, сам Мальтус признавал, что объем сельскохозяйственного производства растет с увеличением плотности населения (только недостаточно быстро). Бозеруп признал, что существуют ситуации, при которых интенсификация может не произойти.
Рог изобилия, поддерживаемый некоторыми экономистами-неоклассиками, резко контрастирует с неомальтунизмом. В их теории человеческая изобретательность (за счет увеличения предложения более творческих людей) и рыночная замена (когда определенные ресурсы становятся дефицитом) предотвратят будущие ресурсные кризисы. Согласно этому образу мышления, рыночные сбои и неподходящие технологии в большей степени ответственны за ухудшение состояния окружающей среды, чем численность или рост населения, а природные ресурсы могут быть заменены искусственными.
Изменение растительного покрова и обезлесение
Превращение естественных земель в пахотные земли, пастбища, городские районы, водоемы и другие антропогенные ландшафты – все это представляет собой наиболее заметную и широко распространенную форму антропогенного воздействия на окружающую среду. Некоторые данные по состоянию на текущее время:
- Примерно 40% поверхности суши планеты занято сельским хозяйством;
- До 85% этой земли имеет определенный уровень антропогенного воздействия;
- Сейчас 50% населения мира хоть и живут в городах, но при этом городские районы занимают менее 3% поверхности планеты.
Из этого можно сделать вывод, что крупномасштабные изменения земного покрова – это в основном сельскохозяйственное явление. Но многие из его движущих сил можно отнести к потребительским потребностям растущего городского среднего класса.
Как и в случае демографических переходов и переходов в развитии, мир остается разделенным на различные этапы землепользования. Развитые страны добились воспроизводства (2,1 рождения на женщину) или рождаемости ниже уровня воспроизводства, они урбанизированы, и в их экономике преобладают услуги и высокотехнологические отрасли.
В развивающихся странах по-прежнему наблюдается быстрый рост населения. Они остаются преимущественно сельскими, их основная рабочая сила сосредоточены в сырьевом секторе (сельское хозяйство и добывающая промышленность).
Большинство развитых стран в значительной степени обезлесили свои земли в прошлые столетия. Поэтому сегодня подавляющая часть преобразования земель из естественного состояния в использование человеком происходит в развивающихся странах. Особенно эти процессы наглядны в тропиках.
Исключением является Дальний Восток России. Это один из немногих развитых регионов мира с высокими темпами преобразования девственных лесов – в основном для рубок, а не для сельскохозяйственных земель.
Демография и экологические проблемы
Во многих развивающихся странах показатели рождаемости резко падают, и нигде они не снижались так быстро, как в городских районах. В них (за исключением Африки к югу от Сахары) рождаемость находится на уровне воспроизводства или ниже.
Наоборот, в большинстве развивающихся стран регионы с наивысшим плодородием также совпадают с наиболее удаленными землями, где сельскохозяйственные границы продолжают расширяться. Такие районы одновременно являются биоразнообразными и экологически уязвимыми. Быстрый рост населения напрямую способствует преобразованию земель в этих приграничных лесных районах.
Рождаемость в отдаленных районах тропиков поддерживается сочетанием низкого спроса и предложения противозачаточных средств. В таких регионах дети представляют собой актив для фермерских семей, которым часто не хватает рабочей силы.
Кроме того, плохой доступ к медицинскому обслуживанию способствует высокому уровню детской смертности. Дети компенсируют отсутствие земли за счет гарантированного дохода родителям в старости, а нехватка образования и возможностей для работы для женщин также поддерживает высокую фертильность. Положительная корреляция между плодородием и обезлесением была обнаружена в исследованиях в Центральной и Южной Америке.
Все это приводит к тому, что такие территории испытывают сильную нагрузку. Их ландшафт меняется, почва нещадно эксплуатируется, а на восстановительным процессам не хватает ресурсов (денег, технологий). Наоборот, в развитых государствах вопросу восстановления земель уделяется много времени и ресурсов.
Основное, в чем заключается демографическая проблема экологии, – это в неразвитости регионов, их бедности. В противном случае как правительство, так и граждане уделяют больше внимания эффективной переработке, системам очистки, щадящей эксплуатации ресурсов. Экология в таких местах, например, в Западной Европе, несмотря на густонаселенность, существенно лучше, чем, например, на эксплуатируемых землях в Африке или Америке.